Амет-Хан Султан - человек - легенда, человек - герой, человек- загадка...


    Легендарного летчика времен Великой Отечественной войны Амет-Хана Султана знают и помнят во многих регионах России. Однако Крым по праву считается его родиной. Здесь в честь легендарного земляка называют школы, площади и улицы, на его примерах воспитывают подрастающее поколение. Дважды Герой Советского Союза, военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны. Сегодня, 25 октября 2020 года отмечается 100 лет со Дня рождения Героя.
Но, 25 или 20 октября родился этот великий человек? Что за удивительное имя носит герой? Давайте попробуем разобраться.

Имя и происхождение
    Некоторые считают, что "Амет-Хан" — фамилия героя. По данным историка авиации Андрея Симонова, в свидетельстве о рождении Амет-Хана Султана записано: имя младенца — Амет, имя отца — Султан, фамилия отца — Амет-хан. Формально получается, что летчика звали Амет Султанович Амет-хан. Но из национальных ли традиций или из личных соображений он поменял местами имя и фамилию и стал Амет-Ханом Султаном. В таком написании его имя значится в наградных документах. Однополчане звали его Аметом. 
    Николай Бодрихин в своей книге "Советские асы. Очерки о советских летчиках" пишет: "Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца".
    После своего назначения помощником командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе Султан быстро снискал уважение руководства. "Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчиненным" — так отозвался о нем Л. Шестаков — сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной", — пишет Николай Бодрихин.

Дата рождения
    По данным Андрея Симонова, в автобиографиях Амет-Хан Султан всегда указывал дату 20 октября 1920 года.
Однако в ряде наградных документов указана дата 25 октября. Возможно, путаница произошла из-за того, что 25 октября было выдано свидетельство о рождении. Но ясности в этом вопросе пока нет.
Биография Амет-Хана Султана
    Амет-Хан Султан – летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Человек, проявивший себя неоднократно как профессионал, благородная и решительная личность, друг и товарищ, готовый не только прийти на помощь, но и рискнуть собственной жизнью ради спасения товарища. Он оставил после себя большое профессиональное и культурное наследие. Его бюсты, памятники и мемориальные доски найдешь во многих городах и селах Советского Союза, его жизнь легла в основу литературных произведений и художественных фильмов.

    25 октября 1920 года в крымской Алупке, тогда еще бывшей частью Таврической губернией, родился Амет хан Султан. Выходцу из семьи лакца (родом из аула Цовкра 1 в Дагестане)  и крымской татарки суждено было стать военным летчиком-испытателем, дважды Героем Советского Союза и навсегда вписать свое имя в историю советской авиации.

    По окончании семилетки Султан поступил в Симферопольское железнодорожное училище, а позже постигал профессию слесаря в Симферопольском железнодорожном депо. Но о профессии летчика мечтал с самого детства, поэтому поступил на учебу в аэроклуб, где учился до 1938 года. Свое образование продолжил в авиационной школе, а затем его направили в четвертый истребительный авиаполк гвардии, который базировался в Одесском военном округе под Кишиневом. Там и застала Амет Хана война. К началу войны Амет Хан освоил полеты на И-153 и И-15.

Первый летный боевой опыт

    Первые боевые вылеты Амет-Хана состоялись в первый же день войны 22 июня – на И-153 он совершил разведывательный полет и вылетел на штурм врага. Истребитель Амет-Хана защищал небо Ростова-на-Дону всю осень первого года войны. А уже следующей зимой, в январе полк, в котором служил Султан Амет Хан был послан на переучивание для полетов на «харрикейнах».

    В марте сорок второго авиаполк, в котором служил Султан Амет-Хан нес противовоздушную оборону Ярославля, и в небе над Ярославлем Амет Хан одержал свою первую значимую победу в воздухе: совершая боевой вылет в последний день весны сорок второго года, летчик, когда уже весь запас боезарядов был израсходован, атаковал вражеского «Юнкерса» снизу левой плоскостью своего «харрикейна». «Юнкерс» загорелся, а «харрикейн» Амет-Хана застрял во вражеском горящем самолете. Султан Амет-Хан выбрался из кабины и покинул самолет с помощью парашюта. За проявленное мужество его через несколько дней наградят в Ярославле почетной грамотой и именными часами на центральной площади города перед лицом восхищенных горожан. Здесь же, на площади, как доказательство подвига летчика Амет Хана, был выставлен на всеобщее обозрение сожженный «юнкерс». За этот же подвиг летчика позже наградили и орденом Ленина, а в 2010 году в память об этом событии и в благодарность герою Амет-Хану за проявленное мужество жители города Ярославля установили памятник. Сам летчик корил себя за допущенную, по его мнению, в тот момент ошибку: он мог посадить свой самолет сверху на фашистскую воздушную машину и разрушить ее, используя шасси, и в этом случае у него был бы шанс спасти свою машину. Многие пилоты, по его мнению, делая так, поступали умнее и профессиональнее.

Девятый авиаполк – сборная героев

    Лето того же года герой Амет-Хан встретил уже в Воронеже – он совершает успешные боевые вылеты, осваивая самолет Як-1. Султан Амет-Хан принимает участие в битве за Сталинград, совершая вылеты на Як-7Б. за его заслуги в воздушных боях за город, за смелость и мастерство, проявленные на поле боя, Амет-Хана называли настоящим асом. Вскоре летчика Амет-Хана включили в состав 9-го гвардейского истребительного авиаполка. На тот момент Девятый авиаполк считался сборной лучших летчиков Воздушных Сил Советского Союза, который был сформирован именно с целью противодействовать лучшим асам и бомбардировщикам фашистской армии. Султан встал в один ряд с такими прославленными летчиками, как Иван Степаненко, Борис Еремин, Владимир Лавриненков, Иван Борисов, Алексей Рязанов – вскоре все эти летчики стали Героями, а кто и дважды Героями Советского Союза.

    И снова летчик Амет-Хан совершает подвиги в небе, рискуя собственной жизнью – его самолет был сбит во время очередной воздушной операции, а сам Султан в последнюю минуту успел, воспользовавшись парашютом, спастись из горящего самолета.

    Командующий Восьмой воздушной армией генерал Хрюкин был настолько впечатлен тактикой ведения боя Султана, что даже позволил ему нарисовать орла на фюзеляже своего самолета.

Еще один подвиг Героя

    За боевые заслуги и проявленное мастерство летчик становится к осени сорок второго года командиром Третьей авиационной эскадрильи Девятого ГИАП, и с этим авиаполком он и пройдет до самого конца войны. Ростов-на-Дону лётчик Амет-Хан освобождает уже на «аэрокобре», и на этой же боевой воздушной машине он воюет за Кубань, а затем и за Таганрог, за Крым и Мелитополь.
    Зима сорок четвертого ознаменовалась еще одним подвигом героя Амет-Хана: летчик Султан Амет-Хан и его ведомый Иван Борисов, Герой СССР, принуждают к посадке на советский аэродром немецкий «Шторх» - связной самолет фашистской армии. Летчики знакомятся с устройством кабины вражеского самолета, а после совершают на нем вылет самостоятельно.
    Летом сорок четвертого, в августе Амет-Хан Султан переходит на новый истребитель – на Ла-7 Амет-Хан пройдет, вернее, пролетит надо всей Пруссией и возьмет Берлин. 29 апреля накануне самой Победы состоялся последний боевой вылет героя Амет-Хана: он сбил на своем самолете немецкий «Фокке-Вульф 190» над берлинским аэродромом «Темпельхоф».
    На счету героя Султана Амет-Хана – шестьсот три боевых вылета, причем семьдесят из них – это были штурмы живой силы противника и его техники. Сто пятьдесят атак провел майор Султан Амет-Хан в небе, тридцать самолетов противника он сбил лично, и еще девятнадцать – в составе летной группы.

«Золотые звезды» Амет-хана

Амет-Хан Султан имеет ряд серьезных боевых наград: в сорок третьем году ему было присвоено звание Героя СССР, вручен орден Ленина, медаль «Золотая Звезда». В сорок пятом году накануне самой победы Амет-Хан Султану была вручена вторая медаль «Золотая Звезда».
    Война окончилась, но не окончилась служба Амет-Хана, как не окончился и его профессионализм и готовность служить Отечеству. Верховный Главнокомандующий отдал распоряжение отправить всех летчиков-асов учиться в академии, и вот Султан Амет-Хан стал слушателем Академии ВВС, что в Монино. Несмотря на недостаток начального образования и возникающие трудности, Султан Амет-Хан старается постичь профессию максимально. Однако, оценивая трезво свои шансы и тот багаж знаний, который он успел получить до войны, Амет-Хан подает рапорт с просьбой прекратить его дальнейшее обучение. Султан Амет-Хан был уволен в запас в сорок шестом году весной.

Возвращение в небо

    Но без неба летчику не жизнь, поэтому мысли о возвращении к летной профессии не дают покоя Амет-Хан Султану. Не сразу получилось вернуться в небо человеку, который жить не мог без самолетов. В какой-то период Амет-Хан почувствовал свою ненужность и начал впадать в жесточайшую депрессию. Говорили даже, что в какой-то момент у Амет-Хана Султана начались серьезные проблемы со спиртным...Больно было смотреть окружающим на моральную гибель героя, некогда отважного летчика.
    Это было трудно, но на то и существует крепкая фронтовая дружба, чтобы любые неразрешимые задачи решать сообща: боевые товарищи Амет-Хана способствовали тому, чтобы он стал в сорок седьмом году в ЛИИ, что в Жуковском, летчиком-испытателем.
    Карьера Амет-Хана шла в гору: он очень скоро стал считаться лучшим из испытателей: 3 класс летчика-испытателя ему присвоили в сорок девятом году, а уже к пятьдесят второму году Султан Амет-Хан стал летчиком-испытателем первого класса. Любые испытания даются ему легко и успешно.
    Именно Амет-Хан Султан провел в сорок девятом году первую дозаправку самолета в воздухе автоматическим способом – это испытание было проведено им совместно с летчиком Шелестом. Ему же принадлежит первенство испытаний опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика И-320 ОКБ А. И. Микояна, как и заводские испытания этого самолета, которые были проведены уже в пятидесятом году.
    Ему же принадлежит первенство в испытании еще одной новинки – это был пилотируемый аналог самолета-снаряда «Комета-3», предназначенный для отработки в пилотируемом режиме самолета-снаряда «воздух-корабль». Эти испытания Султан Амет-Хан проводил совместно с летчиками Бурцевым, Анохиным и Павловым. Суть испытаний был такова: подвешивали аналог под Ту-4КС, а затем самолет-аналог отцеплялся от самолета-носителя, когда тот достигал высоты в три тысячи метров. Как только самолет-аналог находился в свободном падении, автоматически включался двигатель, после чего самолет-снаряд достигал цели.

Депортация крымских татар и судьба семьи Амет-хана

    Султан Амет-Хан был среди тех, кто подписал в пятьдесят шестом году письмо, в котором содержалась просьба реабилитировать крымских татар. Это письмо было направлено в Центральный Комитет Компартии Украины. Еще в сорок четвертом году, проводя отпуск в Алупке, на своей Родине, Амет-Хан видел, как депортировали крымско-татарский народ.
    По личным воспоминаниям летчика о тех временах было написано литературное произведение, автор которого Бута Бутаев встречался с Амет-Ханом лично и беседовал о тех событиях. В литературной версии сказано, что своих родителей от депортации сумел защитить именно летчик Амет-Хан, но какими-нибудь документами этот факт не подтвержден.
    Когда происходила депортация крымских татар, те семьи, где жена – крымская татарка, а муж – представитель другой национальности, не считались крымскотатарскими. Поскольку отец летчика был лакцем и происходил из Дагестана, семью Амет-Хана не депортировали.

Подвиги в авиационной науке

    В рамках этих испытаний Султан Амет-Хан выполнил не только первый полет, но и первый старт не с земли, а уже с самолета-носителя, а также еще множество полетов, включающих отцепку самолета-носителя. В ходе одного из таких испытаний произошла ситуация внештатная: не произошло запуска самолета-снаряда. Амет-Хан мог покинуть машину, но продолжал запускать двигатель, и только у самой земли двигатель запустился. Мужество Амет-Хана и немалый риск привели к тому, что была спасена опытная машина. За мужество и героизм, проявленные во время испытаний, Амет-Хан Султану присудили Сталинскую премию.
    За свою карьеру летчика-испытателя Амет-Хан совершил немало вылетов по отработке систем катапультирования на самых разных моделях самолетов. В один из таких полетов произошла еще одна нештатная ситуация, которая могла бы привести к беде, если бы вновь Султан Амет Хан не проявил чудеса героизма. В ноябре пятьдесят восьмого года проходило испытание катапультного кресла на самолетах Су-9 и Су-7. В проведении испытаний участвовал парашютист-испытатель Головин. Во время проведения испытаний взорвался пороховой патрон в стреляющем механизме катапульты самолета МиГ-15УТИ. Когда выяснилось, что топливный бак пробит и обе кабины заливает горючим, угроза пожара оказалась неминуемой. Парашютист-испытатель попытался покинуть самолет, но не смог этого сделать, поскольку катапультное кресло деформировалось в результате взрыва. Султан Амет-Хан принял решение посадить самолет, несмотря на серьезный риск для его собственной жизни. Безукоризненно посадив самолет, летчик Амет-Хан спас жизнь своего товарища.
    В шестьдесят первом году за многочисленные заслуги перед Отечеством Султану Амет-Хану правительство присвоило звание «Заслуженный лётчик-испытатель Советского Союза». На его счету к тому времени было более ста типов летательных аппаратов, которые он освоил, а всего налет Султана Амет-Хана составил четыре тысяч двести тридцать семь летных часов.

Гибель героя

    Первого февраля тысяча девятьсот семьдесят первого года Султан Амет Хан погиб во время проведения испытаний летающей лаборатории Ту-16, на которой испытывали новый реактивный двигатель. Его могила –на Новодевичьем кладбище в Москве.
    Леонид Попов в своей книге «Страстная неделя» рассказывает о его гибели Амет-Хана. В тот день была неважная погода, и сразу после взлета метка самолета, который пилотировал Амет-Хан, пропала с экрана радиолокатора. Сначала данный момент списали на низкую облачность, поскольку первой рабочей высотой была высота в пятьсот метров. Но экипаж не выходил на связь, и это насторожило диспетчеров. Сначала на поиски послали два спасательных вертолета, а затем в воздух поднялся АН-24, причем за штурвал сел лично начальник летного комплекса института Васин. Пропавший с радаров самолет искали до поздней ночи. Зимняя холодная ночь усугубляла положение, выжившие могли просто замерзнуть, не дождавшись помощи, поэтому поиски не прекращали до самой темноты. Утром об обнаружении самолета сообщил поисково-спасательный полк Московского ВО. Самолет упал в лесу, практически в болото, вошел в трясину крылом.
    В самолете находились еще четыре члена экипажа, и все они тоже погибли в тот трагический день.
    Удивительная жизнь. Человек, который когда-то принял решение прекратить обучение, поскольку посчитал, что недостаточно умен и образован для этого, внес такой огромный вклад в дело советской авиационной науки.
    Амет-Хана Султана  в Дагестане, откуда родом был его отец, считают национальным героем. Крымские татары чтут его память, как выдающегося сына крымскотатарского народа. Сам же летчик Амет Хан говорил, что не считает себя ни татарским и ни лакским, он считает себя героем Советского Союза и сыном своих отца и матери. Как неделимы его отец и мать, так неделимы и народы Советского Союза, объединившиеся однажды и совершившие настоящий подвиг в годы Великой Отечественной войны.
    Родина чтит память своего героя: Амет-Хан Султан является почетным гражданином Алупки, а в столице Крыма установлена его мемориальная доска. Также бронзовыми бюстами увековечена память героя в Алупке, где он родился, в Махачкале и в ауле Цовкра, откуда был родом его отец. В Махачкале есть даже проспект, носящий его имя. На Аллее Воинской Славы три года назад был открыт памятник Амет-Хану Султану, а в две тысячи пятнадцатом году и в дагестанском селе Вачи Кулинского района открыли памятник герою. Во многих городах России и бывшего Советского Союза есть улицы, названные в честь него: в Саках и в Симферополе, в Каспийске и в Судаке, в Жуковском и в Волгограде. В Дагестане есть даже горный пик, носящий имя летчика. А в ночном небе где-то далеко среди звезд есть планета Амет-Хан.

    О жизни героя можно узнать подробнее в Музее, открытом в память о нем – этот музей находится на родине летчика в Алупке. Там можно увидеть постоянно-действующую экспозицию, которая посвящена жизни Амет-Хана, его профессиональному пути, его летно-испытательной деятельности. Неподалеку от музея есть открытая площадка, на которой установлен макет того самого самолета Ла-5, который был использован на съемках художественного фильма «Хайтарма».

    Судьба Амет-Хана Султана – удивительная, уникальная история жизни человека, который до самого конца своей жизни верил своей Родине и служил на ее благо. Несмотря на значительные перипетии, сопровождавшие его на жизненном пути, в его характере всегда преобладали такие качества, как долг, честь и совесть – будь то самолет, посаженный на острие риска собственной жизнью ради спасения товарища, или подпись, поставленная под письмом-прошением. Рисковать собой ради других – это призвание. Оно дается немногим, и этих немногих после история называет героями.

Подготовлено по материалам телеканала "Алиф ТВ"
ГУ Росгвардии по РКиС
https://zen.yandex.ru/media/id/5d962bed2fda8600b1625c41/letchik-amethan-sultan-100-let-so-dnia-rojdeniia-geroia-5f9139af6ca69c7802699ebe
использованы некоторые материалы:
https://tass.ru/75-letie-pobedy/9677111?from=special

Комментариев нет:

Отправить комментарий