Пять мифов о Желябовском Доме Культуры


Я живу в удивительном, прекрасном и красочном мире, мире, который, как и сказка многогранен и сложен. Наверно, это может сказать любой человек, работающий художественным руководителем  в Доме Культуры. Да, мой мир сказка, в которой есть милые, добрые герои, встречаются избалованные принцы и принцессы, а иногда захаживают злые волшебники и волшебницы…
Каждый день неповторим и по- своему незабываем.  Каждый день приносит массу эмоций. Меня часто спрашивают: «…почему вы пишете только о хорошем? Неужели нет проблем? Всё у вас тихо да  гладко… простите, но так не бывает!» Верно, так не бывает. Бывает по-разному. Мир вокруг меня наполнен творческими, неординарными людьми, которые все события в жизни,  воспринимают не так, как «обычные люди». Эти необыкновенные люди, чьё имя «АРТИСТЫ» (не важно, что – самодеятельные), способны, в миг, справиться с рутиной и скукой, превратить обычный день в потрясающий праздник! А порой, они скучают и «хандрят», превращаются в самовлюблённых эгоистов, требуют внимания к себе «48 часов в сутки». Одним словом – артисты! Поэтому,  в творческом коллективе Желябовского Дома Культуры «тихо да гладко – не бывает», это миф.

А теперь поговорим о мифах связанных с Желябовским Домом Культуры. Бытует мнение, что артисты (девушки и девочки) в танцевальный ансамбль «Мозаика» отбираются, строго, по внешним данным. Это неверно.
Правило, которым я пользовалась все  годы работы с творческими коллективами: « Если человек верит, что он артист танца или драматического театра, мастер художественного чтения или вокального жанра – дай ему возможность раскрыться! Сделай всё, что бы он стал «звездой», пусть даже сельской сцены».  А значит, ещё ни кому не было отказано. А то, что девушки танцевального коллектива и впрямь, красавицы – правда, но это, скорее особенность  большинства желябовских девочек, девушек и женщин. А ненавязчивые занятия «Актёрским мастерством», учат, как эту природную красоту, симпатичность и миловидность преподнести со сцены.…  Вот и получается, что все артистки танца «одна другой краше!»
Спросите: а как дела обстоят с юношами? Юноши у нас просто замечательные! Не верите? Зря.  Будь они другими, вы не увидели бы их на сцене. Парней не бывает много, это проблема каждого творческого коллектива, нашего района поэтому, как только какой нибудь мальчишка или юноша пожелает попробовать свои силы в театре или хореографии, ему все стараются в этом помочь. Уточню, все самодеятельные артисты и руководители Дома Культуры. Да, к сожалению, поддержки со стороны педагогического коллектива школы в этом вопросе нет (именно, педагогического, администрация относится с пониманием!). У многих учителей нашей школы странное отношение к «Мозаике» и «Секрету». Вроде бы в коллективах есть необходимость (украсить семинары, выступать на школьных, районных и республиканских мероприятиях – «за честь школы»), но, как только эти мероприятия завершаются, заслуги ребят мгновенно забываются, и приходится слышать: «Много ума не надо, чтобы ногами махать», «Разогнать их надо, одни танцульки в голове», «Выбирай: или мой предмет, или танцы», «Если бы ногами не дёргали – учились бы лучше!» и ещё  много всего такого. Соответственно, все эти фразы звучат на родительских собраниях, после которых, родители запрещают посещать Дом Культуры. И ни кого не интересует, сколько сил и времени было потрачено на подготовку ребёнка, не волнует, что отсутствие одного исполнителя в танце, приводит, к полному перестроению концертного номера….
А вот, например, ситуация, которая сложилась в апреле этого года. Ещё в середине марта в Желябовке, ветряной оспой заболел первый ребёнок. Не удивительно, дети болеют, и в этом нет ничего странного. К шестому апреля, когда участники танцевального ансамбля поехали на всеукраинский конкурс «Танцуй, Славутич, танцуй», в селе было уже несколько больных. Но на это не обратили внимания. Громко заговорили о «Заразе, которую привезла  из Алушты «Мозаика»», после того, как заболела девочка, участница ансамбля. Очень уважаемая учительница призвала «разогнать» коллектив и «закрыть клуб, как рассадник заразы!» Конечно, все эти слова были только сотрясанием воздуха, но, согласитесь, крайне неприятно и полноценной работе не помогает.
Так, что, поддержка со стороны педагогического коллектива, тоже миф. Как – то разговаривала на эту тему с замечательной женщиной, бывшим директором Желябовского СДК – Нелли Иосифовной Левченко, и сделала для себя неприятное открытие: во все времена, почти все представители педагогического коллектива нашей школы, относились к работникам культуры предвзято! Что поделать, менталитет у нашего народа такой: «Скоморохи – люди позорные. Позрить и забыть». Так, что не всё так просто, как хотелось бы.

Левченко Нелли Иосифовна. Есть на земле ТАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ.
«Не важно, директор ты или художественный руководитель. Дом Культуры не терпит лжи и работы в пол силы. И ты горишь, и к сожалению сгораешь. Только вспомнят ли люди…»

А как же обстоят дела с финансовой поддержкой родителей? Мне не раз задавали подобный вопрос коллеги. И не раз говорили, как Головы сельских советов, на территории которых расположены Дома Культуры, упрекая своих культработников, когда те просили оказать поддержку в приобретении костюмов, ставили в пример желябовские творческие коллективы. Дескать, «у них всё за счёт родителей, а вы попрошайничаете. Не можете с родителями работать!» А правда состоит в том, что никакой финансовой поддержки родителей не существует. Да, родители не участвуют в приобретении, изготовлении и ремонте костюмов, обуви и декораций. И как бы ужасно не звучало, но если бы пришлось просить помощь у родителей детей - участников, то коллективы потеряли бы 60 – 70% исполнителей. Сельские жители в отличие от городских, до сих пор считают, что всем необходимым их детей обязано обеспечивать государство. Многие полагают, что «танцы и театр – временная блажь, и не хватало ещё, что бы за эту блажь платить пришлось». Приходилось слышать и такое: «… это ВЫ им должны платить, потому, что они тратят на ВАС время!» Многие родители, скорее не пустят своего ребёнка в Дом Культуры, чем начнут оплачивать его нужды в творческом коллективе. Такая, вот горькая, правда. Вы зададите вопрос: «А как же тогда желябовские коллективы существуют?»
Танцевальный ансамбль «Мозаика» и Образцовый любительский театр «Секрет» начали своё существование в 1998 году и не имели никакой финансовой поддержки, с чьей либо стороны, кроме, как со стороны руководителя. Наверно многие помнят ещё времена, когда зарплата выдавалась «бартером», так под зарплату художественного руководителя был приобретен первый магнитофон для занятий. У Дома Культуры не было даже такой мелочи. В 2000 году по инициативе артистов театра было введено понятие  «Благотворительный билет». Сумма составляла – 15 копеек, и зрители сами решали платить или нет. Так начали появляться мизерные средства на приобретение лент, блёсток, тканей в магазинах «Секонд – хенд». Чуть позже, прекрасная инициативная группа ребят (Вика Калашникова, Аня Лепикова, Таня Шепель и Диляна Абибуллаева) предложили создать программу «Щедрий вечір», с которой  «Секрет» заработал свои первые деньги, и вложил их в пошив костюмов. Но конечно это не решало проблем. Я безмерно благодарна Господу Богу и родителям за таланты и навыки, которыми обладаю. Умение шить, вышивать, плести изделия из бисера, рисовать, изготавливать головные уборы, реквизит и декорации, всё это очень пригодилось! С пошивом костюмов в те годы мне помогали две талантливые Людмилы – Мурко и Калашникова. А потом произошло одно счастливое событие. Директор Желябовской школы Владимир Сергеевич Федорчук и завуч Галина Адамовна Гурщенко предложили мне часы кружковой работы. С тех пор и по сей день, зарплата за кружковую работу в школе тратится на нужды коллективов. И ещё одним счастливым событием можно назвать то, что, пусть на короткий срок, головой Желябовского сельского совета стала Светлана Дмитриевна Колупаева. Благодаря ей у танцевального коллектива появились прекрасные костюмы к украинским народным танцам. А  кожаные хореографические туфли были  приобретены благодаря представителю Партии Регионов – господину Лукашову. Он же помог с приобретением тканей для изготовления детских эстрадных платьев и новогодних костюмов. На сценическую одежду и обувь (в разные годы) были потрачены и премии Районного Совета коллективам и руководителю. И последние приобретения – комплект детских костюмов к крымско-татарскому танцу, платья для солистов и юбки к эстрадным танцам, вновь благодаря Желябовскому сельскому совету, а рубашки к танцу в стиле «Кантри» и блузки к эстрадным танцам – за счёт премии ансамблю «Мозаика» от Районного Совета. Вот такова, правда, а «родительская финансовая помощь» очередной миф.
И в завершение, ещё об одном мифе. «Всенародная любовь к художественному руководителю». Неоднократно слышала: «…тебе хорошо, тебя любят, к тебе прислушиваются… везёт!» Не заблуждайтесь, уважаемые коллеги, ко мне относятся, как и ко многим из вас. Меня действительно любят - мои близкие люди, моя семья. Артисты творческих  коллективов  просто уважают за то, что даю возможность реализовать творческий потенциал. А все остальные люди, периодически во  мне нуждаются точно так же как и в вас, тогда-то и проявляют признательность (или создают видимость). Если нужен праздник или какая-то помощь. После – забывают о моём существовании. По состоянию души и принадлежности к профессии я, как и многие культработники, не позволю себе многих вещей. Например: выйти неопрятно одетой на улицу…  Даже это у некоторых женщин вызывает раздражение – «Корчит из себя принцессу!» Как – то иду по улице, миную группу беседующих женщин – здороваюсь. Они поздоровались, я пошла дальше и услышала за спиной: «Одна: Наталья, как девочка. Вторая: А чё ей сделается? Сидит в своём клубе, ни черта, ни делает! Ногами подёргает, попрыгает. А вот цапкой бы помахала…». И все забывают, что я такая же, как и все, женщина, жена, мама, хозяйка дома и огорода. У меня нет горничной, повара и садовника, а чтобы всё успевать я просыпаюсь в пять утра, а ложусь спать в час ночи… Ну как? Не очень похоже на всенародную любовь, правда?

Вот такая история. Не всё идеально и прекрасно, но, по крайней мере – правдиво.

Художественный руководитель Желябовского СДК Наталья Акименко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий